- Правопонимание
ПРАВОПОНИМАНИЕ — сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др. Вопрос о понятии права традиционно в юридической науке рассматривается в качестве основного. Это исходный, своего рода sancta sanctorum, punktum saliens). Его не обошла ни одна из существующих в истории философско-правовой мысли ведущих школ права. При этом от одной эпохи к другой понятие права менялось, приобретало одни характеристики и утрачивало иные. Поэтому, по Аристотелю право есть разумное уравновешивание противоречия, то есть компромисс, застывший, сформулированный разумом в норме — «нет равновесия — нет права». В поэмах Гомера и Гесиода право понимается как справедливость, установленная богом. Солон считал, что закон основан на силе «полиса». Пифагорейцы видели источник права в числе, цифре, как начале и сущности мира. Гераклит видел источник права в войне, по Демокриту — происхождение права представляет собой естественно необходимый процесс, чтобы обеспечить жизнь в полисе, софисты противопоставляли законы полиса и законы природы, но, считая, что власть устанавливает свои законы, справедливость выгодна сильнейшему. Для средневековых ученых право есть божественное установление, для Ж.-Ж. Руссо — общая воля (точнее, совокупная воля всех индивидов), Иеринга — защищенный (разграниченный) интерес, для Л. Петражицкого — это императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма — право есть веление, приказ государства и т.д.; с позиции сторонников естественного права — право есть мера, масштаб свободы и т.д. и т.п.
Многозначительность определений права, не утихающие по этому вопросу споры, вызвали у Иммануила Канта едкое замечание по поводу того, что «юристы все еще ищут определение права». Известный русский правовед конца XIX — начала XX в. Н. Н. Алексеев уже без иронии заметил что, «юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».
Плюрализм определений права в общем-то объясним. В его основе лежат как гносеологические причины (особенности познания права, связанные с обособлением и приданием большего значения какой-то одной группе свойств и недооценке иных), так и онтологические (многообразие форм проявления права). Право может быть выражено в виде закона, обычных норм, признанных государственной властью, правовых эмоций, представлений, привычек нормативных и индивидуальных решений и др.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.